Цели и задачи

Главная »  Цели и задачи

Энергетические обследования (энергетический аудит) являются обязательной процедурой, регламентируемой, для организаций любых форм собственности, годовое потребление ТЭР которых составляет более шести тысяч тонн условного топлива или одной тысячи тонн моторного топлива. В перечень предприятий и организаций, подлежащих обязательным энергетическим обследованиям, могут включаться предприятия и организации, потребляющие менее шести тысяч тонн условного топлива или одной тысячи тонн моторного топлива, по решению федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти на местах.

Общую координацию работ по проведению энергетических обследований потребителей ТЭР, под которыми в настоящих рекомендациях понимается юридическое лицо, независимо от форм собственности, или индивидуальный предприниматель, использующие ТЭР для производства продукции и услуг, а также на собственные нужды, осуществляет Минэнерго РФ.

Энергетические обследования и обоснование значений нормативов проводятся в соответствии с требованиями системы добровольной сертификации в области рационального использования и сбережения энергоресурсов (далее — РИЭР), зарегистрированной Ростехрегулированием (регистрационный N РОСС RU.M237.04ИPOO от 11.07.2005).

Энергетическое обследование проводится в соответствии с методической документацией, разрабатываемой в рамках системы РИЭР применительно к специфике обследуемого объекта, и направляемой в Межрегиональную ассоциацию «Энергоэффективность и нормирование» (МАЭН), ведущую реестр методической документации, используемой при проведении энергетических обследований.

Перед началом энергетического обследования энергоаудитор в соответствии с выбранной методикой составляет Программу выполнения энергетического обследования (энергоаудита) и утверждает ее на обследуемом предприятии — составляется так называемый энергосервисный контракт.

Утвержденная Программа направляется в МАЭН (или уполномоченный им орган) для регистрации.

Разрешенные виды деятельности организации — энергоаудитора устанавливается АРИЭР «МАЭН» при включении в Единый реестр организаций, допущенных к проведению энергетических обследований, и отражаются в Приложении к соответствующему Свидетельству.

В штате организации — энергоаудитора должны состоять специалисты (не менее 4-х человек), имеющие профильное высшее профессиональное образование и прошедшие специальную подготовку (переподготовку) в Учебно-методических Центрах по учебным программам, соответствующим требованиям Системы сертификации организаций в области РИЭР. После прохождения соответствующей теоретической и практической подготовки специалисты -энергоаудиторы должны быть в установленном порядке аттестованы в Аттестационной комиссии Управляющего органа Системы РИЭР (АРИЭР «МАЭН»). Аттестованным специалистам присваивается статус «специалист — энергоаудитор» и оформляется сертификат соответствия Системы РИЭР сроком действия на 3 года.

Энергетический аудит — энергетический паспорт здания, объекта, предприятия

Для всех видов энергообъектов предусматривается, как правило, проведение следующих основных этапов энергетического обследования:

  • предварительный;
  • ознакомительный;
  • подготовительный;
  • измерительный (испытательный);
  • аналитический;
  • обобщающий.

По результатам энергетических обследований оформляется следующая документация:

  • отчет о проделанной работе с результатами инструментального обследования, расчетными материалами, топливно-энергетическим балансом;
  • энергетический паспорт, т.е. документ, составленный в соответствии с ГОСТ Р 51379, и отражающий баланс потребления и показатели эффективности использования ТЭР в процессе хозяйственной деятельности;
  • энергетический паспорт здания гражданского назначения- документ, содержащий геометрические, энергетические и теплотехнические характеристики зданий и проектов зданий, ограждающих конструкций и устанавливающий их соответствие требованиям нормативных документов;
  • программа (предложения) по повышению эффективности использования ТЭР, снижению затрат на топливо — и энергообеспечение и внедрению энергосберегающих мероприятий для обследуемого предприятия (организации).

В результатах энергетического обследования (энергоаудита) дается оценка эффективности использования ТЭР в организации, раскрываются причины выявленных нарушений и недостатков в их использовании, определяются имеющиеся резервы экономии ТЭР, предлагаются технические и организационные энергосберегающие решения с указанием прогнозируемой экономии в натуральном и стоимостном выражении и оценкой стоимости их реализации. Косвенная оценка параметров эффективности использования ТЭР не допускается.

В десятидневный срок после подготовки отчетных документов энергоаудитор представляет документы в МАЭН или уполномоченный им орган (Планируется создание Органа на базе ГОУ ВПО НГТУ г.Новосибирск) МАЭН обобщает отчетные документы, вырабатывает рекомендации, подготавливает справочные материалы и направляет их в Минэнерго России для использования при подготовке ежегодного доклада в Правительство Российской Федерации.

Структура энергетического паспорта предприятия промышленной сферы топливно-энергетических ресурсов:

а) Общие сведения о предприятии, потребителе ТЭР;

б) Сведения о потреблении ТЭР:

  • электроэнергия;
  • тепловая энергия;
  • котельно-печное топливо;
  • моторное топливо;
  • общее потребление энергоносителей.

в) Сведения об эффективности использования ТЭР;

г) Мероприятия по энергосбережению и повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;

д) Зафиксированные при обследовании потребителя факты непроизводительных расходов ТЭР;

е) Предлагаемые направления повышения эффективности использования ТЭР с оценкой экономии последних в стоимостном и натуральном выражении с указанием затрат, сроков внедрения и окупаемости;

ж) Количественная оценка снижения уровня непроизводительных расходов ТЭР за счет внедрения энергосберегающих мероприятий:

  • беззатратных и низкозатратных;
  • среднезатратных;
  • высокозатратных.

Энергетический паспорт объекта гражданского назначения предназначен для подтверждения соответствия показателей энергосбережения и энергетической эффективности зданий по теплотехническим и энергетическим критериям строительным нормам и правилам Российской Федерации.

Энергетический паспорт здания заполняется при проектировании, реконструкции, капитальном ремонте, а также в процессе эксплуатации построенных зданий и содержит в себе проектные (расчетные) данные и фактические показатели, полученные на основании энергетического обследования зданий с приборным замером теплопотерь.

Энергетический паспорт гражданского здания содержит в себе следующие сведения:

  • функциональное назначение и тип здания;
  • внутренние и наружные расчетные условия;
  • объемно-планировочные параметры здания;
  • нормативные теплотехнические и энергетические параметры;
  • расчетные теплотехнические показатели здания;
  • расчетные энергетические показатели здания;
  • результаты измерений энергопотребления и уровня теплозащиты здания после годичного периода его эксплуатации;
  • сопоставление нормативных, проектных и эксплуатационных показателей теплозащитных и теплотехнических характеристик, приведенных к расчетным условиям;
  • установленная категория энергоэффективности здания;
  • рекомендации по повышению энергоэффективности здания.

Стоимость энергетического обследования и особенности его финансирования органами федерального и местного самоуправления

Финансирование энергетических обследований и энергоаудитов потребителей ТЭР осуществляется за счет средств федерального, местного бюджетов и внебюджетных источников, а также за счет их собственных средств.

Энергетические обследования потребителей ТЭР, полностью финансируемых из федерального и местного бюджетов, производится, как правило, региональными управлениями Госэнергонадзора и управлениями Госэнергонадзора в субъектах Российской Федерации; при этом расходы, связанные с энергетическими обследованиями, включаются в смету затрат региональных управлений Госэнергонадзора и управлений Госэнергонадзора в субъектах РФ.

Энергетическое обследование предприятия-потребителя ТЭР, частично финансируемого из федерального и местного бюджетов, может производить региональные управления Госэнергонадзора или энергаудиторы.

В случае проведения энергетического обследования зданий предприятия региональными управлениями Госэнергонадзора, указанная работа выполняется ими за свой счет на величину, пропорциональную доли бюджетного финансирования потребителя ТЭР, а оставшаяся часть затрат оплачивается обследуемым потребителем.

В случае выполнения энергетических обследований энергоаудиторами, потребитель ТЭР оплачивает выполненные ими работы.

Требования для организаций, проводящих профессиональную подготовку (переподготовку) специалистов-энергоаудиторов, специалистов-экоаудиторов, специалистов-экспертов в области энергетики:

  • заявляемая деятельность по профессиональной подготовке (переподготовке) специалистов должна соответствовать Уставу организации;
  • наличие профессорско-преподавательского состава в области энергетики и экологии (преподавателей), работающего на постоянной основе по совместительству или по договорам гражданско-правового характера (не менее одного преподавателя по каждой учебной программе);
  • наличие у преподавателей опыта профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов в области энергетики и экологии, или опыта руководящей работы в данных областях не менее 3-х лет;
  • наличие в организации материально-технической базы, учебно-методической документации, учебных программ, необходимых для проведения курсов теоретической и практической профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов;
  • наличие разработанного с учетом требований Положения «Об учебно-методических центрах в Системе РИЭР», утвержденного руководителем УМЦ и согласованное Управляющим Органом Системы «Положение об Учебно-методическом центре».

Уполномоченный в Системе РИЭР УМЦ имеет право:

  • разрабатывать и предъявлять в Управляющий Орган Системы добровольной сертификации организаций в области РИЭР для сертификации в Системе РИЭР учебные программы профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов в области энергетики;
  • проводить на возмездной основе и самостоятельно определять стоимость платных курсов профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов в области энергетики по учебным программам, сертифицированным в Системе РИЭР;
  • вносить в Управляющий орган Системы РИЭР профессионально обоснованные предложения о корректировке существующих и введении новых учебно-методических документов и методик, а также предложения о поощрении преподавателей в Системе РИЭР.