Энергетические обследования (энергетический аудит) являются обязательной процедурой, регламентируемой, для организаций любых форм собственности, годовое потребление ТЭР которых составляет более шести тысяч тонн условного топлива или одной тысячи тонн моторного топлива. В перечень предприятий и организаций, подлежащих обязательным энергетическим обследованиям, могут включаться предприятия и организации, потребляющие менее шести тысяч тонн условного топлива или одной тысячи тонн моторного топлива, по решению федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти на местах.
Общую координацию работ по проведению энергетических обследований потребителей ТЭР, под которыми в настоящих рекомендациях понимается юридическое лицо, независимо от форм собственности, или индивидуальный предприниматель, использующие ТЭР для производства продукции и услуг, а также на собственные нужды, осуществляет Минэнерго РФ.
Энергетические обследования и обоснование значений нормативов проводятся в соответствии с требованиями системы добровольной сертификации в области рационального использования и сбережения энергоресурсов (далее — РИЭР), зарегистрированной Ростехрегулированием (регистрационный N РОСС RU.M237.04ИPOO от 11.07.2005).
Энергетическое обследование проводится в соответствии с методической документацией, разрабатываемой в рамках системы РИЭР применительно к специфике обследуемого объекта, и направляемой в Межрегиональную ассоциацию «Энергоэффективность и нормирование» (МАЭН), ведущую реестр методической документации, используемой при проведении энергетических обследований.
Перед началом энергетического обследования энергоаудитор в соответствии с выбранной методикой составляет Программу выполнения энергетического обследования (энергоаудита) и утверждает ее на обследуемом предприятии — составляется так называемый энергосервисный контракт.
Утвержденная Программа направляется в МАЭН (или уполномоченный им орган) для регистрации.
Разрешенные виды деятельности организации — энергоаудитора устанавливается АРИЭР «МАЭН» при включении в Единый реестр организаций, допущенных к проведению энергетических обследований, и отражаются в Приложении к соответствующему Свидетельству.
В штате организации — энергоаудитора должны состоять специалисты (не менее 4-х человек), имеющие профильное высшее профессиональное образование и прошедшие специальную подготовку (переподготовку) в Учебно-методических Центрах по учебным программам, соответствующим требованиям Системы сертификации организаций в области РИЭР. После прохождения соответствующей теоретической и практической подготовки специалисты -энергоаудиторы должны быть в установленном порядке аттестованы в Аттестационной комиссии Управляющего органа Системы РИЭР (АРИЭР «МАЭН»). Аттестованным специалистам присваивается статус «специалист — энергоаудитор» и оформляется сертификат соответствия Системы РИЭР сроком действия на 3 года.
Энергетический аудит — энергетический паспорт здания, объекта, предприятия
Для всех видов энергообъектов предусматривается, как правило, проведение следующих основных этапов энергетического обследования:
- предварительный;
- ознакомительный;
- подготовительный;
- измерительный (испытательный);
- аналитический;
- обобщающий.
По результатам энергетических обследований оформляется следующая документация:
- отчет о проделанной работе с результатами инструментального обследования, расчетными материалами, топливно-энергетическим балансом;
- энергетический паспорт, т.е. документ, составленный в соответствии с ГОСТ Р 51379, и отражающий баланс потребления и показатели эффективности использования ТЭР в процессе хозяйственной деятельности;
- энергетический паспорт здания гражданского назначения- документ, содержащий геометрические, энергетические и теплотехнические характеристики зданий и проектов зданий, ограждающих конструкций и устанавливающий их соответствие требованиям нормативных документов;
- программа (предложения) по повышению эффективности использования ТЭР, снижению затрат на топливо — и энергообеспечение и внедрению энергосберегающих мероприятий для обследуемого предприятия (организации).
В результатах энергетического обследования (энергоаудита) дается оценка эффективности использования ТЭР в организации, раскрываются причины выявленных нарушений и недостатков в их использовании, определяются имеющиеся резервы экономии ТЭР, предлагаются технические и организационные энергосберегающие решения с указанием прогнозируемой экономии в натуральном и стоимостном выражении и оценкой стоимости их реализации. Косвенная оценка параметров эффективности использования ТЭР не допускается.
В десятидневный срок после подготовки отчетных документов энергоаудитор представляет документы в МАЭН или уполномоченный им орган (Планируется создание Органа на базе ГОУ ВПО НГТУ г.Новосибирск) МАЭН обобщает отчетные документы, вырабатывает рекомендации, подготавливает справочные материалы и направляет их в Минэнерго России для использования при подготовке ежегодного доклада в Правительство Российской Федерации.
Структура энергетического паспорта предприятия промышленной сферы топливно-энергетических ресурсов:
а) Общие сведения о предприятии, потребителе ТЭР;
б) Сведения о потреблении ТЭР:
- электроэнергия;
- тепловая энергия;
- котельно-печное топливо;
- моторное топливо;
- общее потребление энергоносителей.
в) Сведения об эффективности использования ТЭР;
г) Мероприятия по энергосбережению и повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов;
д) Зафиксированные при обследовании потребителя факты непроизводительных расходов ТЭР;
е) Предлагаемые направления повышения эффективности использования ТЭР с оценкой экономии последних в стоимостном и натуральном выражении с указанием затрат, сроков внедрения и окупаемости;
ж) Количественная оценка снижения уровня непроизводительных расходов ТЭР за счет внедрения энергосберегающих мероприятий:
- беззатратных и низкозатратных;
- среднезатратных;
- высокозатратных.
Энергетический паспорт объекта гражданского назначения предназначен для подтверждения соответствия показателей энергосбережения и энергетической эффективности зданий по теплотехническим и энергетическим критериям строительным нормам и правилам Российской Федерации.
Энергетический паспорт здания заполняется при проектировании, реконструкции, капитальном ремонте, а также в процессе эксплуатации построенных зданий и содержит в себе проектные (расчетные) данные и фактические показатели, полученные на основании энергетического обследования зданий с приборным замером теплопотерь.
Энергетический паспорт гражданского здания содержит в себе следующие сведения:
- функциональное назначение и тип здания;
- внутренние и наружные расчетные условия;
- объемно-планировочные параметры здания;
- нормативные теплотехнические и энергетические параметры;
- расчетные теплотехнические показатели здания;
- расчетные энергетические показатели здания;
- результаты измерений энергопотребления и уровня теплозащиты здания после годичного периода его эксплуатации;
- сопоставление нормативных, проектных и эксплуатационных показателей теплозащитных и теплотехнических характеристик, приведенных к расчетным условиям;
- установленная категория энергоэффективности здания;
- рекомендации по повышению энергоэффективности здания.
Стоимость энергетического обследования и особенности его финансирования органами федерального и местного самоуправления
Финансирование энергетических обследований и энергоаудитов потребителей ТЭР осуществляется за счет средств федерального, местного бюджетов и внебюджетных источников, а также за счет их собственных средств.
Энергетические обследования потребителей ТЭР, полностью финансируемых из федерального и местного бюджетов, производится, как правило, региональными управлениями Госэнергонадзора и управлениями Госэнергонадзора в субъектах Российской Федерации; при этом расходы, связанные с энергетическими обследованиями, включаются в смету затрат региональных управлений Госэнергонадзора и управлений Госэнергонадзора в субъектах РФ.
Энергетическое обследование предприятия-потребителя ТЭР, частично финансируемого из федерального и местного бюджетов, может производить региональные управления Госэнергонадзора или энергаудиторы.
В случае проведения энергетического обследования зданий предприятия региональными управлениями Госэнергонадзора, указанная работа выполняется ими за свой счет на величину, пропорциональную доли бюджетного финансирования потребителя ТЭР, а оставшаяся часть затрат оплачивается обследуемым потребителем.
В случае выполнения энергетических обследований энергоаудиторами, потребитель ТЭР оплачивает выполненные ими работы.
Требования для организаций, проводящих профессиональную подготовку (переподготовку) специалистов-энергоаудиторов, специалистов-экоаудиторов, специалистов-экспертов в области энергетики:
- заявляемая деятельность по профессиональной подготовке (переподготовке) специалистов должна соответствовать Уставу организации;
- наличие профессорско-преподавательского состава в области энергетики и экологии (преподавателей), работающего на постоянной основе по совместительству или по договорам гражданско-правового характера (не менее одного преподавателя по каждой учебной программе);
- наличие у преподавателей опыта профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов в области энергетики и экологии, или опыта руководящей работы в данных областях не менее 3-х лет;
- наличие в организации материально-технической базы, учебно-методической документации, учебных программ, необходимых для проведения курсов теоретической и практической профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов;
- наличие разработанного с учетом требований Положения «Об учебно-методических центрах в Системе РИЭР», утвержденного руководителем УМЦ и согласованное Управляющим Органом Системы «Положение об Учебно-методическом центре».
Уполномоченный в Системе РИЭР УМЦ имеет право:
- разрабатывать и предъявлять в Управляющий Орган Системы добровольной сертификации организаций в области РИЭР для сертификации в Системе РИЭР учебные программы профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов в области энергетики;
- проводить на возмездной основе и самостоятельно определять стоимость платных курсов профессиональной подготовки (переподготовки) специалистов в области энергетики по учебным программам, сертифицированным в Системе РИЭР;
- вносить в Управляющий орган Системы РИЭР профессионально обоснованные предложения о корректировке существующих и введении новых учебно-методических документов и методик, а также предложения о поощрении преподавателей в Системе РИЭР.